Жизнь длиною в век. Далеко не о каждом так можно сказать: редко кому из нас отпущен такой долгий жизненный срок. Сто прожить – и рядом быть, силу духа сохранить. Как же надо жизнь любить, чтобы годы победить?
Говорят, все предопределено свыше. Вот и на долю столетней юбилярши – сельской жительницы Ксении Федоровны Захаровой – выпало все по определению. Вместе со своими сверстниками ходила она в церковно-приходскую школу. Как сама шутит: три класса окончила, четвертый – коридор. Отец – Федор Федорович Клочков – был грамотным человеком и детей приобщал к грамоте, но сестра его – староверка – категорически препятствовала их учебе. Встретила Ксения семилетним ребенком кровавую революцию. Попала вместе со всеми в жернова коллективизации, когда уводили со двора лошадь и корову в колхоз, обрекая семью на нищету. Хорошо хоть, что волна многолетних репрессий обошла ее семью стороной. Замуж вышла в 1930 году. Счастливых дней было наперечет, так как осталась она на сносях в Великую Отечественную войну бедовать с тремя детьми, ожидая возвращения с фронта мужа – защитника Отечества. «Раньше думай о Родине, а потом – о себе» – пели энтузиасты. Тогда казалось, что это правильно: все для страны, для светлого будущего. Изнуряющий труд за «палочки» в колхозе, где она трудилась разнорабочей, маленькие дети, требующие неустанной заботы, еды. Ветхая одежонка мало помогала в зимние лютые морозы. Чтобы как-то выжить, сажали картофель. В особо голодное время «хлебом» была лепешка, замешанная из малюсенькой горсточки муки с лебедой и крапивой. Но было и счастье – радость победы над гитлеровской Германией, когда вместе с немногими уцелевшими земляками вернулся домой – в Нарму – раненый муж. Главное – пришел, главное – живой! Сейчас в семье дочери Татьяны в память о нем берегут заслуженные правительственные награды. У Ксении Федоровны они тоже имеются – медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», «Медаль материнства», удостоверение «Труженик тыла».
Когда муж ушел защищать свой дом, свою землю, своих родных и близких, Родину, жена верно ждала его, свято веря в Победу. А потом в семье родились еще дети. И всех она любит, об ушедших из жизни – горюет. Нет Пети – погиб при пожаре во время учебы в ремесленном училище. Николай погиб во время службы в армии. Ушли из жизни Алексей, Зинаида…Трудно вместе с постаревшей матерью, пережившей смерть своих детей, говорить об этом. Чуть затуманенный слезой взгляд, будто обращенный в прошлое, горестный вздох со словами: «Все пережила, все было…» заставили почтительно помолчать, преисполнившись сочувствия. Ее взгляд будто застыл на минуту, а мои глаза поневоле обратились в сторону ее рук – сильно натруженных, с вздувшимися венами. Морщинистые, они и сейчас не могут лежать спокойно, все ищут по привычке работу.
– Когда папа умер, – рассказывает дочь Татьяна, – мы маму стали брать на лето сюда, в Ермишь, а потом совсем забрали. Здесь и банька есть, и газ в доме проведен. У нее своя отдельная комната. Живет в чистоте и уюте. Очень любит тепло. Этим летом на улице было просто невыносимо, а мама целыми днями не возвращалась бы в дом. Мы ее так и прозвали из-за любви к жаркому солнцу – «солнечная бабушка». Да она действительно солнечная, в смысле тепла и доброты: все внуки прошли через ее заботливые руки. Живем всей семьей дружно: мама, мы с мужем – Геннадием Алексеевичем Сидоровым и сыном Алексеем. Другой наш сын – Сергей и дочь – Елена живут отдельно, обзаведясь, как водится, своими семьями. У Серёжи двое сыновей – Слава и Витя, у Лены дочь Ксения и трехмесячный сынишка Андрей. А вообще мама уже не единожды прапрабабушка: у моего брата Ивана, который живет сейчас в Уссурийском крае, родилась правнучка Катенька. Есть еще праправнучка Полина по линии моей сестры Зинаиды.
Всего же у Ксении Федоровны, как выяснилось из дальнейшего разговора, много внуков и правнуков. Боясь что-то напутать, все-таки попытаюсь поведать читателям о них. Живущий в Нарме сын Владимир воспитал двух сыновей – тоже Владимира и Вячеслава. У Славы сыновья Андрей и Сергей, а у Володи – Вова (потомственное имя). Дочь Зинаида работала в Новгороде инженером-технологом на мебельном комбинате. У нее трое сыновей – Михаил, Алексей и Андрей. У Миши сын Александр, у Алексея дочь Ксения и сын Юрий, у Андрея сын Роман. В Норильске жил сын Ксении Федоровны Алексей. Сначала они с женой работали учителями в Нарме, потом Алексей Трофимович устроился на ГРЭС (Проня) и по обмену поехал работать в Норильск. Своему сыну он дал такое же имя. Второго сына назвали Александром. У него дочь Вика. Дай Бог всем потомкам нашей юбилярши здоровья и долгих лет жизни, только счастливой жизни.
И пусть дни престарелой труженицы похожи один на другой, но они – в спокойствии. Не редко она ведет свой безмолвный разговор с прошлым, божественные книги знает уже наизусть, часто обращаясь к молитве. О ее судьбе и жизни можно сказать еще немало проникновенного. Такие люди и создавали нашу землю, их душевным светом и неустанной работой она и держится. Низкий поклон вам за это, Ксения Федоровна, живите и радуйте близких своих и нас своей верой в светлые жизненные начала. Вы – живой пример для нас, силы жизненной запас. Он не только поражает, он – надежду зарождает. Если Вы смогли до ста, невзирая на года, нужной быть, любимой быть, щедро мудрость всем дарить, может, выйдет и у нас быть похожими на Вас?
«Спасибо за гостеприимство, за воспоминания, за то, что не зря жили на этой земле», – говорим на прощание долгожительнице, так много пережившей за свой век. И слышим в ответ: «Это вам спасибо, что навестили, вспомнили обо мне. Приезжайте еще, я буду рада…» И невозможно не оглянуться, когда уходишь от таких светлых глаз, когда уходишь от стариков.
Тамара Чернышева.
На снимке: столетняя юбилярша Ксения Федоровна Захарова.
Фото Виктора Осипова.
«ЕВ» № 49 (8629) от 10 декабря 2010 года