Как социальный педагог Ермишинского ЦПМСС, я выступаю посредником в отношениях семьи и школы, изучаю отношения к ребенку в семье, в школе, в классе, организую работу по ликвидации конфликтов с родителями, учителями и сверстниками, помогаю, советую, сочувствую своим подопечным, строю с ними отношения взаимопонимания. Одним из направлений является работа с семьей и подростками группы риска. Она предполагает:
– оказание помощи воспитаннику, находящемуся в ситуации кризиса;
– консультацию родителей;
– соблюдение прав ребенка.
В конечном итоге целью изучения семьи является выявление ее потенциальных возможностей и обращение их на пользу ребенка. В процессе взаимодействия с семьями ориентирую их не только на решение семейных проблем, но и стараюсь установить с родителями надежные, прочные взаимоотношения по вопросам воспитания, занимаюсь профилактикой дивиантного поведения, оказываю материальную помощь за счет финансовых средств спонсоров и моральную поддержку. Решение любой проблемы предполагает вмешательство социального педагога, поэтому важно выявить проблему и найти действенные пути ее решения.
Тот или иной ребенок не всегда может сформулировать свою проблему, поэтому задача состоит в том, чтобы выявить все значимые обстоятельства ситуации ребенка и поставить диагноз.
Вот конкретные примеры из моей социально-педагогической практики: подросток воспитывается в неполной семье. Он практически не усваивает общеобразовательную программу в школе. В течение двух лет посещал занятия учителя-дефектолога С.Л. Муминовой. С родительницей мальчика проводилась работа по переводу его на индивидуальное обучение. Для этого было необходимо обследование в Рязани. Есть положительный результат. Эта семья проживает в ветхом помещении. Обращалась по этому вопросу в жилищную комиссию. Семье была оказана помощь по линии социальной помощи г. Рязань.
Девочка из неполной семьи имела отставание в психическом развитии, посещает занятия учителя-дефектолога в ЦПМСС. После обследования дефектологом она была направлена в областной консультативно-диагностический центр, где ей было назначено дорогостоящее лечение. Ходатайствовала по вопросу оказания помощи семье по линии социальной защиты. В настоящее время ребенок перешел во второй класс.
Принимала участие совместно с психологом в разрешении конфликтной ситуации между подростками. В первую очередь выяснили причину инцидента у руководителя группы. Оказалось, что психологическая суть размолвки – пустой конфликт на почве сплетен. Поработали с группой подростков. Им была предложена игра: «Я не боюсь конфликтов, потому что...», и наоборот. Напомнили детям, что выбор того или иного способа зависит от силы конфликта, но при этом не следует забывать об уважении друг к другу. Конфликт был благополучно исчерпан.
В отношении каждой семьи стараюсь принимать конкретные меры, главной целью которых является охрана прав и жизни детей.
Неоднократно проводила акции милосердия за счет финансовых средств спонсоров на лечение детей, проведение операций, оформление вида на жительство, приобретение одежды и обуви, продуктов питания.
Систематически провожу индивидуальную профилактическую работу с подростками и их родителями, контролирую их учебу, посещение ими учебных занятий, оказываю помощь в разрешении создавшегося неблагополучного положения в семьях.
Из опыта своей работы убедилась, что с семьей, с которой налаживаются контакты, необходимо работать регулярно, только в этом случае можно рассчитывать на положительный результат.
Валентина КИЯШЕВА.
«ЕВ» № 32 (8612) от 13 августа 2010 года